ГлавнаяРегистрацияВход
ИНИЦИАЦИЯ НАЧАЛА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Публицистика

Эзотерические аспекты оккультной и религиозной музыки
14.01.2009, 05:15


1. История ритуальной музыки с древнейших времён.

Есть основания полагать, что музыкальные наклонности у человека проявились много раньше зарождения речи – в пользу такого утверждения говорит тот факт, что, например, шимпанзе и гориллы даже в естественных условиях своего обитания, то есть непосредственно в африканских джунглях, зачастую предаются «развлечениям» с извлечением ритмичных звуков путём ударов ладонями по стволам деревьев, причём обезьяны делают это вполне осознанно и не без повода – встречи и знакомства обезьяньих стад обычно сопровождаются подобным «музицированием». Вне всяких сомнений, первым музыкальным инструментом человечества (не учитывая человеческий голос, конечно же) явился барабан в виде обтянутого кожей ствола дерева с выдолбленной сердцевиной. Древнейшая музыка человека представляла собой преимущественно ритмические рисунки, развивающиеся в процессе эволюционирования эстетических качеств человеческой психики до уровня весьма замысловатых произведений. Предположительно, музыка в виде барабанного боя зародилась около 100 тысяч лет назад, возможно, и гораздо раньше. Ритм – безусловная основа древней ритуальной музыки, поскольку именно ритм определённая чёткая размеренная последовательность ударов – влияет на состояние сознания человека. Ритм, по сути представляющий собой низкочастотную вибрацию, так или иначе, создаёт резонанс с другими вибрациями, как физическими, так и биологическими, – световой пульсацией, колебаниями воздушных масс, биением сердца, дыханием, волнами мозговой активности, - именно такой резонанс создаёт впечатление определённой звуковой гармонии, возбуждающей психические ассоциации на бессознательном уровне. До сих пор сибирские и североамериканские шаманы используют в своих ритуалах бубны и погремушки – традиционные магические инструменты, звучащие отголоском древних времён.

Глубинное погружение человеческого сознания в область бессознательного принято называть трансом. В состоянии транса человек начинает испытывать ощущения, близкие по природе своей чувствам животных – например, может обостриться обоняние, для зрения станут доступными инфракрасный и ультрафиолетовый спектры, также расширяются и слуховые возможности человека. Конечно же, зачастую для достижения подобных состояний используются наркотические вещества, но, стоит подчеркнуть, без соответствующего музыкального сопровождения войти в состояние транса трудно или вообще невозможно. Для чего же человеку на заре его истории понадобилось подвергать свою психику таким сомнительным экспериментам? Всё объясняется очень просто – человеку необходимо было иметь средства воздействия на природу, чтобы оградить себя от её враждебных проявлений – ливней, гроз, ураганов, потопов, засухи, хищников и т. п., - так зарождалась натуральная магия. Человек, как существо разумное, понял, что для того, чтобы повлиять на окружающий мир, а тем более на незримые руководящие силы природы, ему надо психически слиться, отождествиться с той силой, которую он хочет подчинить, а самый простой способ добиться этого – погрузиться в состояние транса и уже в этом состоянии обращаться непосредственно к той части своей психики, которая соответствует по аналогии природному фактору, влияющему на стечение обстоятельств в определённой мировой сфере. Вместе с магией родилась музыка вообще и ритуальная музыка в частности.

Второй тип музыкальных инструментов, освоенный человеком после ударных – это духовые: разнообразные флейты – глиняные и деревянные, тростниковые и деревянные дудочки, рога как прототипы труб. С появлением духовых, музыка обрела ярко выраженную тональность, появилась возможность воспроизводить мелодии не только пением, но и инструментально. Посредством мелодий человек может передавать свои эмоции, настроение, состояние души. Следует отметить, что к моменту появления духовых инструментов у древних людей (около 15 тысячелетий назад), у многих народов уже начала развиваться полноценная религия – обожествление сил природы, иерархическое выделение верховных божеств, формирование пантеонов. По мнению исследователя-этнографа Дж. Фрэзера, религия является следствием магии и отличается от последней тем, что исключает возможность непосредственного влияния человека на природные стихии. Естественно, что религия, в таком случае, унаследовала от магии ритуалы, изменённые, однако, таким образом, что человек уже обращался к богам с просьбой, а не приказывал природным силам непосредственно. Такие ритуалы требовали иного подхода и с точки зрения оформления (в том числе и музыкального) и с точки зрения применения психологических приёмов изменения состояния сознания: изменились сами формулы обращения. Состояние транса не могло удовлетворять требованиям религиозных ритуальных обращений – для религии характерно состояние экстаза – полной отрешенности от окружающего мира и уединения с божеством, ощущение присутствия могущественной силы вокруг и внутри сознания человека. В религии музыка уже не играет главенствующей роли, как в магии, - она лишь призвана обеспечить для богослужений должную атмосферу и настроить человека на обращение к миру божественному. Духовые инструменты как нельзя лучше подходят для музыкального сопровождения литургий.

Уже в династическом Древнем Египте (5 – 1 тысячелетия до н. э.) был произведён поразительный синтез магии и религии – египетские жрецы являлись теургами, то есть активно применяли методы теургии – магического обращения к богам! Египтяне, пожалуй, первыми в истории человечества сумели отождествить богов с внутренними духовными идеалами человека. Таким образом, жрецы вполне справедливо признали право человека на непосредственное общение с богами, достигаемое путём сознательного духовного воспитания, возносящего человеческую душу на божественный уровень. Надо полагать, что подобного уровня духовного развития достигали лишь люди избранные, посвящённые. На первых этапах ученики жрецов в египетских храмах овладевали искусством сознательного впадения в транс с целью психического прозрения. Следующей ступенью обучения являлось стимулирование и контролирование религиозного экстаза, и лишь после этого ученик мог вполне участвовать в сложных ритуалах вызывания и вопрошания богов. Египтяне первые связали в единое систематизированное учение магию, религию, науку и искусство. Надо полагать, что музыка, особенно ритуальная, занимала в культуре Древнего Египта не последнее место. Собственно светская музыка отделилась от религиозной именно в цивилизации Древнего Египта, с появлением культурных мероприятий, носящих развлекательный характер, главным образом в среде зажиточных рабовладельцев. Фараон же считался живым богом среди людей, поэтому все церемонии и мероприятия, проводимые во дворце его приближёнными, носили ярко выраженный религиозный характер. Египтяне первыми употребили сочинение и исполнение религиозных гимнов, посвящённых богам и фараону. Развилось хоровое молитвенное и заклинательное пение, значительно расширился ряд музыкальных инструментов – к ударным и духовым прибавились струнно-щипковые (например, систр). Также в Древнем Египте значительно развилась такая разновидность ритуальной музыки, как погребальные песнопения, обычно сопровождаемые монотонным ударным набатом и скорбными мелодиями, исполняемыми на флейтах.

Когда человек научился добывать и обрабатывать металлы – в частности, медь, серебро и золото – инструментарий музыки значительно обогатился с появлением медных тарелок и труб, бронзовых чаш, колоколов и т. п. Известный шедевр мирового искусства – арфа из чистого золота, созданная вавилонскими мастерами. Музыка древней Месопотамии (Шумерское Царство, Вавилония, Ассирия) являлась уже полноценным искусством, отражающим все глубины духовной жизни человека. Музыка Древнего Вавилона послужила фундаментом для музыкальных форм в культуре иудеев и других семитских народов, населяющих Ближний Восток. Можно сказать, вся восточная музыка, чарующая своей красотой и мелодичностью, уходит корнями к музыкальным традициям Древнего Египта и Месопотамии.

Наиболее обширный «ассортимент» музыкальных инструментов в древности принадлежал индусам – традиционная ритуальная музыка ведического индуизма до сих пор поражает богатством неповторимых тембров и чарующей атмосферой. Индийские мантры (оригинальная разновидность молитв и заклинаний) обычно исполняются под импровизированный аккомпанемент различных инструментов. Индийская ритуальная музыка, соответственно религии, медитативна – направлена на релаксацию, отрешение от суеты и сосредоточение на божественной идее. В буддизме, а значит на территории почти всей восточной и юго-восточной Азии, традиции индийской духовной музыки сохранились частично – в виде минимализированных импровизационных форм. В медитативной духовной практике буддизма недопустимо наличие отвлекающих факторов, поэтому ритуальная музыка буддистов монотонна и исполняется обычно на одном инструменте*. Пение звука «аоум» может сопровождаться в унисон негромким музыкальным фоном, несколько напоминающим гудение трансформатора. Для получения такого фона используются экзотические музыкальные инструменты, преимущественно струнные.

В Европе ритуальная музыка развилась в период Античности – процветания древних средиземноморских государств: Греции, Великой Римской Империи, государства этрусков, а также малоазиатских государств (в частности Финикии и Хеттского царства), - с середины второго тысячелетия до н. э.. Античные ритуалы греков и римлян характеризовались зрелищностью, грандиозностью и пафосом, унаследованными от церемоний Древнего Египта и Вавилона. Ритуалы эти назывались мистериями, то есть таинствами, посвящённым богам. Музыка в церемониальной части мистерий играла главенствующую роль, более того – зачастую сама музыка обожествлялась, как одно из воплощений прекрасной богини Гармонии. Церемониальные шествия, как экзотерическая (открытая для всеобщего участия) часть мистерий, сопровождались оркестрами (не уступающими по объёму звучания современным малым симфоническим оркестрам) и хорами. Мелодии часто сливались в хаотичные всплески звука, ритм ускорялся до неистовства, пение переходило в вопли – таким образом из транса рождался экстаз, а затем – духовное прозрение, озаряющее всю толпу целиком. Мистерии символизировали зачатие и рождение богов, жизни и вселенной (космоса) вообще, нередко носили эротический характер, поскольку любовь как причина жизни также обожествлялась; кульминация церемонии сопровождалась невероятным грохотом и шумом, после чего музыка как бы вновь выплывала из хаоса и вселяла в человеческие души восторг бытия. Надо полагать, что музыканты, участвовавшие в мистериях, не только управляли атмосферой действа, но и сами попадали под влияние своей же музыки.

Не удивительно, что Христианская Церковь строжайше осудила и запретила проведение мистерий и публичных церемоний – духовный смысл христианской религии противоположен идеалам язычников. Христианская духовная музыка (пение псалмов, хоровое пение молитв, органная музыка, колокольные звоны) выражает идеи человеческого сострадания, смиренности перед волей Бога и даже обречённости в ожидании Судного Дня. Скорбь, надежда, угроза – вот основополагающие эмоциональные состояния, характерные для большинства христианских богослужений и, соответственно, для христианской духовной музыки. Христианские религиозные праздники (Рождество Христово, Крещение, Воскресение Господне и пр.) отмечаются церемониальными богослужениями, отдалённо напоминающими античные мистерии, но, конечно же, не настолько шумными. Праздничное шествие – Ход – обычно сопровождается колокольным звоном, хоровым исполнением молитвенных песнопений и речитативным цитированием глав Священного Писания самим священником. В католических мессах обычно используют органные произведения, сочинённые специально для этой цели**. Орган является очень выразительным музыкальным инструментом: множество различных труб при прохождении нагнетаемых мехами воздушных  струй производят мощное объёмное звучание, наполняющее пространство храма целиком – так музыка помогает прихожанам и священнослужителям ощутить могущество Бога. Песнопения Католической Церкви отличаются подчёркнутой набожностью. Так, в каталонских песнопениях выразительность пения обусловлена беспредельной искренностью монахов, скорбящих об участи всего человечества в преддверии Судного Дня. Григорианские хоралы, канонизированные в конце VI века н. э. при папе Григории I (отсюда название), отличаются отрешённостью от всего земного и «ангелоподобностью» тембров голосов. Эти хоралы исполняются мужским монашеским хором в унисон, должная атмосфера достигается особыми интонациями. В богослужениях Православной (Византийской) Церкви в основном задействованы церковные хоры, инструментальное же сопровождение, за исключением колокольного звона, обычно отсутствует.

В Исламе музыкальность богослужений проявляется не только в песенном исполнении молитв и сур – глав Корана. Высокие минареты мечетей созданы специально для того, чтобы люди могли слышать пение муэдзинов, призывающих народ к молитве. Молитвенные песнопения мусульман исполнены смирения и покорности воле единственного бога – Аллаха, – само слово Ислам переводится с арабского языка как «покорность». Ритуальная музыка мусульман развивалась суфиями – исламскими аскетами и мистиками, практиковавшими экстатические культовые обряды с танцами и песнопениями.

Ритуальная музыка цивилизованных индейцев Центральной Америки – ацтеков и майя – основывалась на гимнах и песнопениях шаманистического происхождения, сопровождающихся игрой на барабанах, колокольчиках, погремушках и глиняных флейтах, обладающих неповторимым прозрачным и чистым звучанием. В XVI веке культура ацтеков и майя,  также как и культура инков в Южной Америке, была разрушена испанскими конкистадорами, однако отголоски древней музыки сохранились в современной ритуальной музыке индейских племён Мексики и Перу.

До наших дней сохранились древнейшие формы ритуальной музыки, благодаря преемственности культур и существованию древних религиозных культов – таких как индуизм, например, или синкретический афроамериканский культ Вуду, основанный на древних верованиях африканских племён. Современные технические достижения позволяют качественно записать и воспроизвести образцы ритуальной музыки различных народов мира, более того – этническая ритуальная музыка пользуется стабильным спросом не только в среде аудиофилов, но и этнографов и антропологов, в связи с чем многие музыкальные коллективы благополучно реализуют свои творческие идеи именно в сфере ритуальной – оккультной и религиозной музыки.  


          *например, в тибетских храмах предпочитают медитировать под резонирующий звон от удара по большой бронзовой или медной чаше, который может длиться более полутора часов!

         **известный немецкий композитор И. С. Бах, например, долгое время даже жил в церкви города Лейпциг, где и написал большую часть своих месс и хоралов.

Категория: Публицистика | Добавил: Antalio | Теги: искусствоведение, Оккультизм, эзотерика, музыка
Просмотров: 770 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Copyright А. В. Тальнов © 2017