ГлавнаяРегистрацияВход
ИНИЦИАЦИЯ НАЧАЛА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Публицистика

Эзотерические аспекты оккультной и религиозной музыки (окончание)
14.01.2009, 05:42

В Средние Века модель мира была геоцентрической, людям были известны только семь тел Солнечной Системы, соответственно космос представлялся системой семи небесных сфер, якобы подчинённых законам особой музыкальной гармонии (т. н. музыка сфер) в соответствии с древним пифагорейским строем: 1 –  Земля и Луна, 2 – Венера, 3 – Меркурий, 4 – Солнце, 5 – Марс, 6 – Юпитер, 7 – Сатурн в сфере неподвижных звёзд. Эти семь сфер были отождествлены с семью из десяти сефирот (божественных эманаций) каббалистического Древа Жизни[1]. Минимальный интервал в Пифагорейском строе составлял чистую квинту. Древние и средневековые соответствия мы приводим в следующей таблице.

Таблица 2

Тона

Стихия

Небесная сфера

Сефирот

Значение сефирота

C, C#

Вода

Луна

Иесод

9 Основание

G, G#

Земля

Венера

Ход

8 Блистание

D, Eb

Воздух

Меркурий

Нэтцах

7 Победа

A, Bb

Огонь

Солнце

Тифэрет

6 Красота

E, F

Огонь

Марс

Гибура

5 Сила

B си

Воздух

Юпитер

Хесед

4 Милосердие

F# фа-диез

Земля

Сатурн

Бина

3 Разум

 

Легко увидеть, что средневековая система соответствий значительно отличается от современной. Стоит учитывать, что европейская средневековая музыка основывалась на унисонах и чистых квинтах, поэтому гармонические соотношения тонов здесь соответствуют парным соотношениям стихий  (Вода-Земля, Воздух-Огонь) или противостоянию стихий (Земля-Воздух, Вода-Огонь). Любые диссонансы не принимались в расчёт вообще – строгая канонизация музыкальных правил сохранялась в Европе вплоть до XVIII-го  столетия. Опытные маги Европы использовали знание этих соответствий при выборе музыкального сопровождения для своих ритуалов.

В индийской музыке минимальный интервал приближается к четверти тона, количество звуков в октаве достигает 22, поэтому в медитативной музыке Востока нет ни чистых унисонов, ни интервалов – звуки плавно перетекают из одного тона в другой, завораживая человеческое сознание, как бы увлекая его за собой. Каждый звук соответствует определённому звуку человеческой речи – песнопения гармонично резонируют с музыкой – всё это, повторимся, обеспечивает должную медитативную атмосферу.

Хор певцов не может петь в абсолютно точный унисон, тембральные и формантные отличия добавляют объёма и резонанса в монотонное исполнение молитв – именно это является причиной безусловного воздействия григорианских хоралов на верующих людей. Звучание органа, например, или колокола также богато обертонами, поэтому органная месса или колокольный набат как нельзя лучше соответствуют цели христианских богослужений – покорной молитве и очищению духа через сострадание. Интересное наблюдение – самое известное произведение И. С. Баха – «токката и фуга ре-минор» по духу и атмосфере сообщает присутствие мощной стихийной силы, ассоциирующейся с огнём, а «ре-минор» - наиболее гармоничная тональность с точки зрения средневековой системы соответствий, а опорные звуки в этой тональности соответствуют стихии огня!



[1]           каббала – тайное мистическое учение иудаизма, принятое в Средние Века классической школой западноевропейской магии.

Категория: Публицистика | Добавил: Antalio
Просмотров: 622 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Copyright А. В. Тальнов © 2017