ГлавнаяРегистрацияВход
ИНИЦИАЦИЯ НАЧАЛА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Разделы

13. Arbor Mundi.

13. Arbor Mundi.

Древо Мира суть древнее простое схематическое представление эманационно-эволюционной структуры Мироздания. Наиболее удачным и полноценным вариантом из всех древних концепций по праву можно счесть каббалистическое Древо Жизни, в принципе заимствованное иудеями, по всей вероятности, из иранской религиозной философии, или же у арабских суфиев[1], знакомых с ведической мудростью Индии. В Ведах описывается мировое Древо, растущее сверху вниз, – предполагается, что это иллюзорное отражение истинного Древа, растущего в саду бога Вишну.

Каббала («предание») открылась европейцам в XIII веке в Испании, в виде сплава еврейского мистицизма, неоплатонизма, гностицизма и суфизма. Элифас Леви охарактеризовал каббалу следующим образом: «Проникая в святилище Каббалы, поражаешься изумлением при виде учения столь логического, столь простого и в то же время столь абсолютного. Необходимое согласие идей и знаков; освящение самых основных реальностей первичными признаками; троичность слов, букв и чисел; философия простая, как азбука, глубокая и бесконечная, как само Слово; теоремы, полнее и светлее теорем Пифагора; теология, которую можно резюмировать, считая по пальцам; бесконечность, которая может уместиться на ладони ребенка; десять цифр и 22 буквы, треугольник, квадрат и круг - вот все элементы каббалы. Это элементарные принципы Слова писаного, отражения того Слова сказанного, которое создало мир».Одним из основных элементов Каббалы является Древо Жизни, объединяющее представления эманационного самовоплощения Миросущества в сотворении Мира и Жизни, соотнося эти представления с соответствующими предметами и явлениями, как в Природе, так и в человеке.

Каббалистическое Древо Жизни состоит из десяти сефирот и двадцати двух связывающих «путей», каждому из которых соответствует еврейская (изначально финикийская) буква, а также карта Большого Аркана Таро, раскрывающая смысл и характер «пути». Все каббалистические соответствия, связанные с Древом Жизни, наиболее подробно представлены в таблицах «Книги 777» Алистера Кроули. Здесь мы ограничимся рассмотрением наиболее важных пунктов этой системы. 

Cефирот

Что означает

Миры

Уровни

Небесная Сфера

1. Кетер

Венец

Ацилут – Мир Архетипов

 

Идеальный

Изначальный двигатель

2. Хокма

Мудрость

Зодиак

3. Бина

Разум

Сатурн

4. Хесед

Милосердие

Б’риа – Мир Творения

 

Логический

Юпитер

5. Гибура

Сила

Марс

6.Тифэрет

Красота

Солнце

7. Нэтцах

Победа

Йецира – Мир формирования

Астральный

Венера

8. Ход

Блеск

Меркурий

9. Йесод

Основание

Луна

10.Малькут

Царство

Ассиа – Мир действия

Материальный

Земля


Каббалисты рассматривают буквы как графическое воплощение неких космических принципов Бытия, которые отождествляют с Путями Деяний Бога, и именно для выявления этих принципов (в первую очередь в священных текстах) применяли анализ числовых значений и соответствий Таро. Таро является реинкарнацией древних идеографических «Скрижалей Джехути», которые символически описывают те же принципы Бытия и законы существования, передавая промежуточные значения творящего Логоса.


Названия сефирот сугубо символичны, как и само Древо в целом. В «Книге Тота» Кроули даёт наиболее простое и чёткое объяснение Древа Жизни, последовательно раскрывая смысл сефирот:«Это изображение представляет собой Древо Жизни - карту Вселенной. И начать следует, как сделал бы математик, с идеи Нуля, Абсолютного Нуля, который по ближайшем рассмотрении означает любое выбранное вами ко­личество, а не просто Ничто в вульгарном смысле «отсутствия чего бы то ни было», как мог бы предположить человек непосвященный…

Каббалисты расширили эту идею о «Ничто» и получили второй тип «Ничто», назвав его «Эйн Соф» - «Безграничное» (весьма похоже на идею Пространства). Затем они решили, что для интерпретации этого простого отсутствия определений необходимо постулировать Эйн Соф Аур - «Без­граничный Свет». Очевидно, все это бесформенно и пусто; это еще абстрактные условия, а не позитивные идеи. Следующий шаг - идея Местоположения. Сформулируем такой тезис: если есть что-нибудь, кроме Ничто, оно должно существовать в этом Беспредельном Свете; в этом Пространстве; в этой непостижимой Ничтожности, каковая не может существовать как Ничтожность, но поневоле постигается лишь как Ничтожность, состоящая из уничтожения двух мнимых противоположностей. Так возникает Точка, не имеющая «ни частей, ни величины, лишь местоположение».

Но местоположение не имеет никакого смысла, если нет чего-то другого, если нет другого местоположения, с которым его можно было бы сравнить. Местоположение нужно описать. И сделать это можно лишь при наличии другой Точки. А это означает, что придется выдумать число «Два», сделав возмож­ным существование Линии.

Однако и эта Линия не имеет большого смысла, потому что пока еще нет меры длины. Вот предел знания на этой стадии: чтобы было можно хоть о чем-то говорить, нужны две точки.

Но нельзя сказать, что они расположены близко или далеко друг от друга. Можно лишь утверждать, что между ними есть расстояние. Чтобы между ними существовало хоть какое-то различие, должна быть третья точка. Придется выдумать Плоскость. Придется выдумать Треугольник. При этом, кстати, возникает вся планиметрия. И теперь можно сказать: «Точка А находится ближе к точке В, чем к точке С».

Но пока что во всех этих идеях отсутствует субстанция. Собственно говоря, нет и идей как таковых, кроме идеи Расстояния и, пожалуй, идей Промежуточности и Углового Измерения; таким образом, теоретически существующая планиметрия оказывается совершенно зачаточной и несвязной. Мы еще даже не приблизились к пониманию реально существующей вещи. Все, что мы сделали, - это дали определения, относящиеся к сугубо идеальному, воображаемому миру.

И здесь начинается Бездна. Продвинуться далее в Идеальное невозможно. Следующим шагом должно стать Актуальное - или, по крайней мере, приближение к Актуальному. У нас есть три точки, но нет никакого представления о том, где находится любая из них. Очень важна четвертая точка, и так формулируется идея материи.

Точка, Линия, Плоскость. Четвертая точка, если только она не окажется лежащей в той же плоскости, дает нам Тело. Если хочешь знать местоположение любой точки, приходится определять его при помощи трех координатных осей…

Так из Ничто развилось Нечто, о котором можно сказать, что оно существует. Мы пришли к идее Материи. Но это существование можно назвать крайне слабым, ибо единственным качеством любой данной точки является ее положение относительно других точек; невозможно никакое изменение; ничего не может произойти. И, анализируя известную Реальность, мы вынуждены постулировать пятую позитивную идею - идею Движения.

Она же, в свою очередь, предполагает идею Времени, ибо любое событие может произойти только через Движение и во Времени. Ничто не может быть объектом чувств без изменения и последовательности.

Теперь возможна конкретная идея Точки; и, по меньшей мере, это точка, которая может осознавать себя, поскольку у нее есть Прошлое, Настоящее и Будущее. Она может определить себя в терминах предыдущих идей. И это уже число Шесть, центр системы - самоосознающий, способный к опыту.

…За более ясным толкованием чисел 7,8 и 9 следует обратиться к системе Веданты, которая очень близка к идеям Каббалы. Анализируя существование, индусские мудрецы постулировали три его качества: Сач - Сущность самого Бытия; Чид - Мысль, или Разум; и Ананда (обычно это слово переводится как «Блаженство») - удовольствие, получаемое Бытием в ходе событий. Этот экстаз, очевидно, и есть побудительная причина мобильности существования. И он объясняет, почему Совершенство принимает на себя несовершенство. Без несовершенства Абсолют был бы Ничто, оставался бы в условиях Ничтожности; поэтому, чтобы осознавать свои возможности и наслаждаться ими, он должен эти возможности исследовать…

Эти идеи Бытия, Мысли и Блаженства составляют минимально возможные качества, которыми должна обладать Точка, чтобы по-настоящему чувственно ощущать саму себя. И они соответствуют числам 9, 8 и 7. Таким образом, первой умопостигаемой идеей о реальности является представление о Точке, развившейся из Нуля в девять этапов. И вот, наконец, число Десять.

Другими словами, для описания Реальности в форме Знания необходимо постулировать эти десять последовательных идей. В Каббале они называются «Сефирот», что означает «Числа». Каждое число имеет собственное значение; каждое соотносится со всеми феноменами таким образом, что их расположение на Древе Жизни является картой Вселенной».


рисунок © Elle


[1] Суфии – последователи суфизма – особого эзотерического течения в исламе.

Категория: Разделы | Добавил: Antalio (12.01.2009)
Просмотров: 452 | Теги: Каббала, космогония
Поиск

Друзья сайта

Copyright А. В. Тальнов © 2017